Безопасность авиаперелетов

8th Декабрь, 2014 | Категория Новости | 2 комментария

Безопасность полётов тема актуальная, особенно в последнее время. СМИ живо обсуждают все новости, которые связаны, будь то с отказавшим двигателем или выездом за пределы взлётно-посадочной полосы. Практически ежедневно в лентах новостных ресурсов появляется информация о таких происшествиях.

Как правило, такие новости вызывают бурное обсуждение, а уж если они понесли человеческие жертвы, то, внимание обеспечено на протяжении всего расследования. Такая популярность – факт вполне закономерный. Авиаперевозки стали очень популярны среди туристов и просто деловых людей.

А происходит это потому, что потребность современного человечества в летательных аппаратах постоянно растет. То есть вполне объективный процесс. Однако, любой технический объект, начиная от элементарного утюга и заканчивая космическим кораблем, так или иначе потенциально опасен.

1

Главная опасность, точнее особенность, любого летательного аппарата в том, что он является аппаратом тяжелее воздуха, но создан как раз для того, чтобы в этом самом воздухе работать. А ведь там, в случае чего, не остановишься, чтобы что-нибудь подкрутить или запаску поставить.

В самом самолете все жизненно важные системы многократно резервированы, а в конструкцию заложены достаточные запасы прочности. Экипаж работает под контролем и коррекцией всевозможных «умных» автоматов и компьютеров.

Работа всех наземных производственных и эксплуатационных служб тоже строго регламентирована. В общем, вся эта система сверх надежна. Это без преувеличения. Но в чем же тогда дело? Почему мы говорим об опасности?

А дело в том, что есть здесь, тем не менее, одно слабое звено. Это человек. Именно он, является одновременно главным источником проблем и причин большинства летных происшествий.

2

Явление это носит хорошо всем известное название человеческий фактор. По существующей статистике на долю человеческого фактора приходится порядка 75% всех летных происшествий. Их них около 65% – это ошибки и неправильные действия летного состава, а 10% приходится на долю наземного обслуживающего персонала и диспетчеров.

В плане безопасности полетов интересно бывает слушать освещение СМИ какого-либо летного происшествия. Во главу угла частенько сразу ставится техническое состояние самолета. Сообщается год его выпуска и в воздухе так и витает: « Ну конечно, самолет ведь был старый, где уж ему летать-то…»

Но сама эта мысль в корне неверна. В авиации нет понятия «старый самолет». Есть понятие «самолет, неподготовленный к вылету».

3

И это вполне логично. Потому что в понятие «подготовка самолета» входит не только заправка его топливом (которая сейчас, кстати, тоже представляет из себя строго регламентированный технологический процесс), но и целый комплекс мероприятий, как технических, так и учетных, контрольных и диагностических. Самолет становится старым только тогда, когда он отлетает положенный ему ресурс. После этого он в небо уже больше не поднимается. А до этого момента он ничем не отличается от своих более молодых собратьев.

На долю технических неисправностей по статистике приходится всего около 20% всех летных происшествий.

К сожалению, больше половины всех тяжелых летных происшествий происходит по вине экипажа. Летчики хоть и являются представителями героико-романтической профессии, но такие же люди, как и мы с вами и от ошибок они не застрахованы. В том числе и мастера своего дела, имеющие многие тысячи часов налета.

4

Другое дело, что само качество работы пилота непосредственно зависит от качества его подготовки. Причем как от базовой, начальной, так и от повседневной. А оно, в свою очередь зависит от положения дел в авиакомпании и, в конечном итоге, от положения дел в государстве, где работает эта авиакомпания.

Арифметика тут простая. Есть твердая и четкая государственная система, значит, будет и качество.

Известно ведь, что 85% тяжелых летных происшествий приходится на так называемые развивающиеся страны, или страны «третьего мира». Государство в этом случае частенько с большой прохладцей относится к своей важнейшей функции в авиационной области – контролю. Зато интересы бизнеса и сиюминутной выгоды выходят на первое место.

Осталось еще 5% возможных причин летных происшествий. Их обычно относят к так называемым маловероятным событиям. Это могут быть события, начиная от теракта, молнии или попадания метеорита, до столкновения с ракетой. Как показало время, все эти события хоть и мало-, но тем не менее вероятны.

5

Резюмируя все вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть ставший уже очевидным факт: самый главный виновник всего нехорошего, что происходит с летательными аппаратами – это человек.

Изменить здесь что-либо кардинально в ближайшее время не удастся. Пока человек изготавливает самолеты, пока человек обслуживает их на земле и управляет ими в воздухе проблемы безопасности полетов полностью изжить не получится.

Однако до роботизированных заводов и летающих самолетов-роботов нам еще далеко. Остается только максимально к этому стремиться.

Что бы мы не говорили о причинах аварий и катастроф, современный летательный аппарат – это один из самых надежных видов транспорта. По статистике безопасней самолета только поезд. Но при этом самым распространенным видом транспорта уже давно стал автомобильный, как, впрочем, и самым опасным.

Причем аварийность на авиационном транспорте имеет (согласно все тем же цифрам статистики) определенную тенденцию к снижению. Это вполне естественно, потому что все ведущие мировые авиационные компании и конструкторские бюро в этом, что называется, кровно заинтересованы и постоянно работают над повышением безопасности полетов на авиатранспорте.

6

Неплохим примером в этом плане является самый распространенный до сих пор в мире самолет Boeing-737. Этот самолет необычайно популярен. В любой момент в течение суток в воздухе находится  одновременно до 1300 737-х различных модификаций. А каждые четыре секунды в воздух поднимается и приземляется еще по одному такому лайнеру.

Для подкрепления уже сказанного приведем еще пару любопытных статистических фактов. По расчетам профессора математики университета города Торонто Джеффа Розенталя, занимавшегося вероятностными проблемами, средняя вероятность благополучной посадки для самолетов мирового авиапарка равна 99,9999815%.

А вот еще один. По американской статистике каждый год просто в собственных ваннах тонут порядка 500 человек. Причем эта цифра от года к году не снижается.

Обстоятельства любой авиакатастрофы оказывают довольно сильное психологическое воздействие на окружающих. Понятно, ведь гибнет обычно сразу большое количество людей.

И это воздействие многократно усиливается, когда в газетах, радио- и телепередачах, в интернете и на различных ток-шоу начинают эти обстоятельства бурно обсуждать, причем часто с поспешными некомпетентными выводами.

Однако, каковы бы ни были наши мироощущения, неразумно отказываться от лишней возможности сделать свою жизнь более наполненной и интересной…

Share Button
Теги: | | |
  • Виктор

    Познавательно, Спасибо.

  • Марк

    Ребята молодцы! С удовольствием читаю ваши статьи. Спасибо и продолжайте нас радовать в Новом Году! Успехов Вам!

Читайте ранее:
Авиакомпания LOT поздравила юбилейного пассажира Dreamliner

Закрыть